Страхование воздушного транспорта
Объекты и условия страхования
В качестве страхователей в соглашении могут быть представлены предприятия и организации (вне зависимости от организационно-правового типа) и частные предприниматели, являющиеся собственниками воздушного объекта (на праве владения, собственности, аренды) и получившие разрешительную лицензию на право выполнения перевозок (грузовых, пассажирских).
К страховым объектам отнесены интересы страхователей, касающиеся использования и распоряжения транспортом (воздушным).
Для процедуры страхования допускается представление:
- воздушных судов всех разрешенных типов (пассажирские, грузовые самолеты, вертолеты);
- отдельных агрегатов, специального оборудования или снаряжения, размещенных на борту судна;
- ответственности за нанесение урона жизни\здоровью, а также имущественной собственности иных лиц в процессе использования воздушного судна;
- членов экипажа от страховых случаев, имевших место при полете;
- груза, перевозимого на объекте.
Страховая процедура, в том числе страхование самолета, выполняется в связи с возможностью наступления некоторых ситуаций, в их числе:
- полное уничтожение (гибель) или поломка и повреждение объекта (судна) при полете, при нахождении на месте стоянки или в положении руления (для выполнения взлета или помещения на стоянку);
- гибель объекта без ответственности за полученный ущерб;
- повреждение или уничтожение судна в период ремонта на авиаремонтном предприятии.
Порядок оформления договора
Соглашение имеет целью именно восстановление материального положения клиента после страховой ситуации за счет возмещения понесенного ущерба, но не улучшение его в сравнении с состоянием на момент оформления сделки.
Заключение соглашения выполняется после получения заявления клиента с указанием всех необходимых сведений относительно воздушного судна на период до 12 месяцев. После оплаты страхового платежа СК выдает клиенту сертификат и правила страхования, принятые компанией.
Перед подписанием документа страхователь имеет право осмотреть представленный к страхованию объект, изучить имеющиеся условия эксплуатации и провести экспертизу для определения его фактической цены. Страховая сумма объекта не должна устанавливаться в размере, превышающем его фактическую оценку (страховую), указываемую в тексте документа.
Допускается страхование объекта от нескольких страховых рисков по единому договору или по отдельным соглашениям, даже с разными компаниями.
Существующие особенности страхования воздушного транспорта выражаются в числе прочего в установлении срока завершения соглашения.
Объект может страховаться на период:
- регулярного использования (эксплуатации) воздушного транспорта;
- его перегона;
- хранения;
- специальных или демонстрационных полетов.
Тарифы и оплаты
Базовые размеры тарифов при страховании воздушного транспорта разных классов на 12 месяцев (КАСКО) составляют:
- по самолетам – 1%-3% страховой суммы по классам объекта;
- по вертолетам – 2,5%-5% суммы в зависимости от класса.
Базовые тарифы, используемые для страхования ответственности авиаперевозчиков, составляют 0,03% суммы (страховой) или выше. Для страхования работников (членов экипажа) и пассажиров применяются ставке на уровне 0,2%-3%.
На размер премии влияют условия кредитования, срок соглашения, дата выпуска и вид объекта, уровень подготовки (квалификации) экипажей, географические особенности района эксплуатации.
Страховое покрытие ущерба при гибели объекта оплачивается СК в размере оговоренной соглашением суммы страхования. При повреждении объекта покрытие обеспечивает затраты на аварийное восстановление для приведения его в состояние, в котором объект находился на момент страхового происшествия.
Компенсационное покрытие не выплачивается СК в ситуациях, не признаваемых в роли страховых, в числе которых:
- гибель или повреждение объекта из-за:
- управления объектом экипажем без соответствующей подготовки или незаявленным гражданином;
- использования объекта в непредусмотренных целях и условиях;
- превышения нормативного показателя по количеству грузов и\или пассажиров, нарушения требований к их размещению;
- недополученная прибыль, косвенные материальные потери страхователя, образовавшиеся в связи с происшествием;
- ущерб по причине конструктивных недоработок, коррозийных процессов, естественного износа механизмов.
По взаимному соглашению участников сделки сумма страхования отдельно по страховым объектам определяется в размере, не превышающем их реальной стоимости, на основании стоимости судна по балансу, отчета независимой оценочной структуры, процента амортизации за период эксплуатации и иных технических характеристик.
Страховым соглашением может предусматриваться франшиза, рассчитываемая в процентном соотношении к страховой сумме или в денежном выражении применительно ко всем или к отдельным видам рисков.